Патриотическое воспитание средствами музеев ОУ
Патриотическое воспитание молодежи является одним из главных направлений. Работа по патриотическому воспитанию молодежи проводится в рамках реализации государственной программы
Музей – это центр патриотического воспитания. Главная цель школьного краеведения - воспитание у каждого школьника любви к Родине, которая начинается с любви к своей малой родине, городу, школе; воспитание у школьников бережного отношения к традициям народа, семьи, школы и стремление сохранить их и преумножить.
Воспитание гордости за свою страну осуществляется путем глубокого изучения истории своего родного края. Через воспитание у детей любви к своему отчему краю, малой родине, формируется у них понимание сопричастности своего родного села, к судьбе Отечества, а значит, воспитывается у молодого поколения патриотизм.
В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива.
Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Встречи учащихся с ветеранами войны, традиционные праздники ко Дню Победы, викторины по краеведению, учащиеся ухаживают за памятником погибших воинов. Боевые биографии, документы, письма, награды, благодарности раскрывают величие подвигов земляков в годы войны. Посещая музей, школьники наглядно убеждаются в том, что в годы Великой Отечественной войны наши земляки совершали героические подвиги во имя Родины, во имя своего народа. Они были настоящими патриотами, на которых молодое поколение может равняться, брать с них пример честного служения своей Отчизне.
Все это развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного края. Только в том случае, когда ведется большая исследовательская работа по изучению края, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются на уроках и на внеклассных мероприятиях, только тогда учащиеся свою работу по созданию музея будут считать важной и необходимой.
Проводятся походы и экскурсии по родному краю. Воспитательное воздействие таких походов на детей огромно. Походы позволяют детям узнать историческое значение своего села в истории России. Дети учатся понимать красоту окружающей природы, знакомятся с его прошлым. Мы понимаем ценность и важность походов, ведь один поход заменяет десять бесед.
Важное место в патриотическом воспитании школьников занимает поисковая работа.
Сбор и исследование местного материала способствует развитию познавательных способностей, мышления учащихся, формированию навыков культуры труда, воспитанию гражданских чувств.
В настоящее время выделяется три основных этапа работы:
1 этап – работа по обобщению имеющегося материала и пополнение фонда музея;
2 этап - расширение экспозиций и реставрация музея.
3 этап – создание сайта школьного музея в Интернете.
В настоящее время созревает необходимость создания виртуального музея в связи с необходимостью систематизации материала, имеющегося в школьном краеведческом музее, расширения возможностей доступа к музейной информации большего количества людей, обмена опытом по краеведческой работе, развития у учащихся навыков по использованию современных информационных технологий в т.ч. Интернет-ресурсов.
Пути реализации: издание приказа по школе о создании веб-странички на сайте школы по материалам школьного краеведческого музея, разработка положения о виртуальном музее, размещение нормативных документов, определяющих работу музея, оформление фотогаллереи.
Таким образом, работа школьного музея, внеклассная работа по изучению истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями своей малой родины, воспитания любви к ней и формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Да и сама обстановка в музее, его многочисленные экспонаты имеют сами по себе воспитательное воздействие на ребят.
Литература в помощь:
«Музей и школа» под редакцией Т. А. Кудриной, авторы рассматривают возможности использования музеев различного профиля в патриотическом и интернациональном, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся. В книге даются подробные рекомендации по вопросам взаимосвязанной работы школы и музеев, рассказывается об условиях создания школьных музеев, их месте в учебном процессе.Учебное пособие под редакцией Г.Е..Корниловой предлагает свою структуру курса, наполненное конкретным региональным историческим материалом. Музей и школа» под редакцией Н. В. Шахаловой, представляет собой методическое пособие для музейных работников и педагогов. Статьи сборника, обобщая опыт работы государственных литературных музеев с учащимися, очеркивают круг проблем, актуальных для сегодняшнего этапа развития и совершенствования воспитательной и образовательной системы «музей-школа».
«Музей в культурной жизни края» под редакцией Косова И. М., рассказывает о том какая ответственная миссия возложена на всех работников культуры, интеллигенцию, от деятельности которых в значительной степени будет зависеть возрождение страны. Видное место в этом процессе должны занять музеи, хранящие предметы человеческой памяти. Они активно могут служить человеку, расширяя его кругозор, укрепляя дух, закладывая основы нравственности, углубляя осознание преемственной связи всех живущих ныне поколений с далекими предками, немало сделавшими для своих потомков.
«Музеи России» под редакцией Лысикова О. В. содержит курс, определяющий роль и значение музея в контексте истории и культуры. Курс включает изучение следующих тем: роль музеев в современном обществе и мировой культуре, музейная политика, музейный менеджмент и музейный маркетинг. Цель данного пособия: формирование навыков и умений визуального общения школьников и студентов с художественными произведениями - музейными экспонатами.
«Музееведение» под редакцией Левыкина К. Г. - это учебное пособие написано коллективом музееведов. В нем излагаются теоретические основы музееведения и научная методика работы музеев исторического профиля. Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой, экспозиционной и массовой идейно-воспитательной работы, характеризуются музейные издания.
«Музееведение» под редакцией Юренева Т. Ю., книга является первым учебником, в котором излагаются не только теоретические основы музееведения и методика музейной работы, но и истории музеев. На обширном фактическом материале анализируются причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах, прослеживается становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. Рассматриваются социокультурные функции музеев, их научно-исследовательская работа, вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, а также менеджмента и маркетинга.
«Основы музейного дела» под редакцией Шляхтина Л. М., изучает широкий круг проблем, начиная от теоретических положений науки «музееведение» и кончая вопросами практической деятельности музея в современном обществе. В книге раскрыта специфика научно-исследовательской работы музея, экспозиционной и музейно-педагогической деятельности.
«Музей в мировой культуре» под редакцией Юренева Т. Ю., впервые комплексно исследуется музей как феномен мировой цивилизации. Автор анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев, показывает роль и место музея в каждой конкретной исторической эпохе, прослеживает эволюцию музейных учреждений. Историко-краеведческую деятельность рассматривают такие авторы как: Г.Е. Корнилова , В.В. Козлова, В.В. Титова. Вопросы музейной педагогики рассматривает Е.. Ванслова , Н.И. Зограф дает рекомендации по разработке экскурсий.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались применением современной научной методологии, опирались на педагогические исследования, использовался системный и функциональный подход к изучению проблемы.
В школах и учреждениях дополнительного образования детей в РФ насчитывается около пяти тысяч музеев в том числе:
исторических 2060;
военно-исторических 1390;
комплексных краеведческих 1060;
Приведенные данные касаются только паспортизированных музеев и не учитывают разнообразные формирования музейного типа – выставки, уголки, экспозиции.
В школьных музеях проходят встречи с местными жителями – ветеранами войны и труда, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, классные часы, вечера, дискуссии и др.
На базе школьных музеев успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции.
Как правило, вокруг музеев формируются школьный взрослый актив, создаются органы самоуправления, совет музеев, совет содействия, секции, рабочие группы.
При этом развиваются сотрудничества музеев образовательных учреждений с государственными музеями, архивами, библиотеками и т.д.
С помощью специалистов актуализируются тематика и содержание поисково-собирательской и исследовательской работы в музеях, фонды школьных музеев пополняются новыми материалами, отражающими мало изученные или забытые страницы региональной и местной истории. Музеи образовательных учреждений также имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании.
Вместе с тем многие музеи образовательных учреждений продолжают испытывать серьезные трудности в организационно – методическом и материальном обеспечении. Вопрос эффективного использования потенциалов музеев в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях еще не стали предметом внимания педагогических коллективов.
Разнообразны и эффективны возможности музея в идейно-политическом, трудовом и нравственном воспитании учащихся, в развитии художественных вкусов, привитии навыков эстетической деятельности.
Дальнейшее развитие поучительного опыта взаимодействия, взаимодополнения школы и музея в деле формирования нового человека, его обучения и воспитания представляется нам особенно плодотворным на базе научно обоснованной системы «музей — школа». Эффективность работы такой системы будет тем выше, чем более заинтересованными, более взаимно требовательными окажутся оба этих воспитательных института.
Формирование системы «музей — школа», для которой, на наш взгляд, созданы уже немалые предпосылки, — это качественно новый этап в работе каждого из этих учреждений. Он потребует не только упрочения контактов между ними и органами управления народным образованием и культурой, обслуживающими их научными коллективами. Потребуется освоение других, в значительной степени новых направлений деятельности.
Остановимся коротко на некоторых организационных моментах создания и совершенствования такой системы.
Для нее нужны, прежде всего, кадры учителей и музейных работников, одинаково заинтересованных в сотрудничестве. В специальных учебных заведениях они должны получить - соответствующие профессиональные знания и навыки. Для их совершенствования могут быть использованы и получившие теперь широкое распространение факультеты общественных профессий вузов. Особое внимание при этом должно быть обращено на подготовку в педагогических институтах методистов-организаторов музейного дела, специально обученных собирательной, хранительной, просветительной и другим формам работы в среде школьников, учащихся ПТУ, взрослого населения.
Видимо, целесообразно всячески содействовать повышению уровня педагогических знаний музейных специалистов и музееведческой подготовки учителей. Этому могли бы способствовать педагогические советы или учительские активы при музеях, члены которых участвуют в обсуждении экспозиций, методик экскурсий и других научно-просветительных мероприятий для школьников.