Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Арьевская средняя общеобразовательная школа
Уренского района Нижегородской области
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Школа безопасности»
.
Преподаватель- организатор ОБЖ
Винокурова Е.М.
р.п.Арья
Краткий анализ предыдущего года.
В 2013 – 2014 году кружок «Школа безопасности» посещали 15 человек, в возрасте 12 – 13 лет. Кружок проводился по четвергам в 14 ч. 30 мин. Ребята посещали активно, так как перед ними была поставлена задача – подготовиться к районным соревнованиям и принять в них участие. Это – «Юный стрелок», «Нижегородская школа безопасности – Зарница». Наиболее активными участниками были Волгина Даша, Лукьянченко Иван, Устюжанин Саша, Лебедева Даша – учащиеся 7 «А» класса, Метельков Дима, Малютин Дима – учащиеся 6 «А» класса, Захарычев Саша, Аверин Илья, Волкова Ирина – учащиеся 8 «А» класса. Эти учащиеся были активными участниками школьных мероприятий, а также защищали честь школы на районных соревнованиях.
Пояснительная записка
Характеристика программы
Профильная программа «Школа безопасности»:
По целевому обеспечению потребностей личности ребенка:
познавательная; программа социальной адаптации.
По образовательным областям: нравственно-психологическая; оздоровительная.
По уровню усвоения: профессионально-ориентированная.
По характеру деятельности: комплексная.
По возрастным особенностям: для разновозрастного коллектива (ориентирована на запросы 13-15лет).
По контингенту воспитанников: общая.
Возрастные особенности данного возраста.
Этот возрастной период – один из самых благодатных в становлении личности человека. Ранняя юность устремлена к пониманию жизни в целом, к осмыслению общих законов мироздания, к оценке реального конкретного мира. В ранней юности формируются истинные или ложные ценности личности, которые определяют будущий стиль жизни человека. Жизнь человека – наивысшая ценность на земле, ни кто не вправе лишать жизни другого, обязанность каждого помочь в сохранении жизни другого. Именно жизнь, как отдельный особенный объект является постоянным предметом осмысления подростка. Но не просто жизнь как отсутствие смерти и существование на земле, а – жизнь, достойная Человека в его качестве наивысшей ценности.
Для данного возраста не характерно полное понимание вероятности собственной смерти, поэтому одним из аргументов формирования мотивации занятиями по спасению жизней людей является возможность помочь в беде тем, кто рядом с нами.
Данная образовательная программа предназначена для учащихся 2 ступени обучения (6 – 8 класс). Рассчитана на 1 год (может быть небольшая корректировка). Программа предусматривает физическое развитие, воспитание гражданственности, развитие военно-патриотических качеств и формирование у учащихся сознательного отношения к вопросам личной и общественной безопасности. Формирование практических умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях. Занятия кружка подготовят учащихся к участию в районных соревнованиях, а также это даёт положительные результаты в освоении школьной программы по ОБЖ.
Цель программы:
Сбалансированное интеллектуально-волевое и духовно-нравственное развитие личности подростка, воспитание гражданственности и патриотизма.
Основные задачи программы:
- Создать организационно-педагогические условия для развития у подростка способности к адаптации в социальной и природной среде, для формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, для приобретения практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях;
- Развивать навыки межличностного взаимодействия на функционально-ролевом и духовно-нравственном уровнях;
- Формировать стремление к здоровому образу жизни, укреплять психическое здоровье подростка.
Механизм реализации, методы, формы, этапы реализации программы.
Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов, при необходимости усложнение учебного материала и практических навыков возможно до 11 класса. Причем практические занятия составляют большую часть программы.
Постановка проблемы.
Наводнения и землетрясения, ураганы и пожары, террористические акты и авиакатастрофы, взрывы и обрушения домов – какие только опасности не подстерегают человека в современном мире. Тем более что статистика отнюдь не радует: количество чрезвычайных ситуаций в мире неуклонно растет. Так как же уберечь себя и своих близких? Как правильно действовать в экстремальной ситуации? Как помочь в беду людям?
Для решения подробных вопросов необходим новый подход, определенная перестройка сознания каждого человека. Решительные и грамотные действия в случае реальной угрозы, знание алгоритмов поведения в экстремальной ситуации, умение мгновенно сориентироваться и выйти из сложного положения с максимальными потерями - таковы принципы нового сознания, активно пропагандируемого Министерством РФ по чрезвычайным ситуациям.
Наиболее уязвимыми перед катастрофами и стихийными бедствиями были и остаются дети, поэтому особое внимание специалисты МЧС России уделяют обучению школьников действиям в чрезвычайных ситуациях различенного характера. Именно поэтому родилось и теперь уже широко распространено детско-юношеское движение «Школа безопасности». Об этом свидетельствуют создаваемые в разных городах Россииспециализированные группы в школах, клубах, общественных организациях. Создание таких групп – дело новое и имеет большое будущее, как по подготовке резерва для пополнения спасательных служб квалифицированными кадрами, так и в плане военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Безопасность – это не только защищенность общества от военной угрозы, технологических аварий, катастроф, стихийных бедствий природного происхождения. Безопасность связана и с чувствами, представлениями, понятиями людей понимания угроз и опасности, которые могут происходить из разных источников, в том числе и из духовной сферы.
«Личность безопасного типа – это человек, осознающий самого себя и высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой и окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества. Он уважает историю и традиции своей Родины». (Л.И.Шершнев – президент фонда национальной и международной безопасности).
Именно на воспитание личности безопасного типа направлена программа «Школа безопасности».
В программе предусматривается обучение детей сознательному, осмысленному отношению к вопросам личной безопасности, приобретение основополагающих знаний и умений оценивать и предупреждать опасные ситуации, а так же ликвидировать их негативные последствия, бережному отношению к природе, обществу и самому себе.
Цель.
Формировать у учащихся сознательное отношение к вопросам личной и общественной безопасности.
Задачи:
1. Укрепить здоровье учащихся.
2. Воспитание гражданственности у учащихся.
3. Развитие военно – патриотических качеств у учащихся.
4. Формирование практических умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях.
Следует отметить, что данная программа имеет большую практическую направленность.
В реализации программы участвуют дети 12-13 лет.(6 – 8 класс.)
Программа рассчитана на год – 36 часов.
Формы и режим занятий – практические занятия, игры, экскурсии, беседы, конкурсы, и т. д.
Ожидаемые результаты.
1. Укрепить здоровье учащихся.
2. Дать необходимые знания и умения в пространственной ориентации ребят.
3. Подготовить учащихся к участию в районных соревнованиях «Мужество и отвага». «Школа безопасности – Зарница».
Учебно – тематический план.
Тема |
Общее количество часов |
Теоретические часы |
Практические часы |
1.Вводное занятие |
1 час |
1 час |
|
2.Дорожная грамота |
2 час |
1 час |
1 час |
3.Юный пожарный |
2 час |
1 час |
1 час |
4.Ратные страницы истории |
2 час |
1 час |
1 час |
5.Хорош в строю – силен в бою. |
5 час |
1 час |
4 час |
6.Гражданская оборона |
4 час |
2 час |
2 час |
7.Топография |
2 час |
1 час |
1 час |
8.Семафор |
2 час |
1 час |
1 час |
9.Юный стрелок |
2 час |
1 час |
1 час |
10.Медико – санитарная подготовка |
4 час |
2 час |
2 час |
11. С любовью к России (Художественная самодеятельность) |
4 час |
2 час |
2 час |
12. Экспресс - печать |
2 час |
1 час |
1 час |
13. Снаряжение |
1 час |
1 час |
|
14. Ориентирование |
3 час |
1 час |
2 час |
Итого: |
36 часов |
16 часов |
20 часов |
Содержание дополнительной образовательной программы.
1. Вводное занятие. Форма проведения: беседа с учащимися.
2. Тема занятия: Дорожная грамота.Теория: беседа, объяснение.Практика: решение задач.
3.Тема занятия: Юный пожарный.Теория: рассказ, беседа.
Практика: викторина по пожарной безопасности, Решение тестов.
4.Тема занятия: Ратные страницы истории.Теория: беседа, знакомство с литературой.
Практика: викторина, работа с литературой.
5.Тема занятия: Хорош в строю – силен в бою.Теория: рассказ – показ.
Практика: построение, перестроение на месте, движение строевым шагом, исполнение патриотической песни.
6..Тема занятия: Гражданская оборона.Теория: беседа – рассказ.
Практика: тренировка «Надевание, снимание противогаза, надевание противогаза на пораженного, укладка пострадавшего на носилки, переноска пострадавшего, преодоление зоны заражения.
7. Тема занятия: Топография.Теория: объяснение.Практика: изготовление карточек.
8. Тема занятия: Семафор. Теория: объяснение.Практика: работа с карточками.
9. Тема занятия: Юный стрелок.Теория: объяснение.
Практика: стрельба, сборка автомата Калашникова.
10. Тема занятия: медико – санитарная подготовка. Теория: беседа, объяснение.
Практика: тест, наложение повязок.
11. Тема занятия: С любовью к природе.Теория: беседа.
Практика: подготовка агитбригады.
12. Тема занятия: Экспресс – печать.Теория: объяснение.
Практика: изготовление плаката.
13 Тема занятии: . Снаряжение.Практика: укладка рюкзака.
14. Ориентирование.Теория: беседа, рассказ.
Практика: определение азимута, определение расстояния до недоступного предмета и т.д.
Методическое обеспечение программы.
1. Вводное занятие.
Дидактический материал: СМИ, 365 уроков безопасности. Л.Н.Логинова.
2. Дорожная грамота.
Дидактический материал: карточки «ПДД», материалы СМИ.
3. Юный пожарный.
Дидактический материал: викторина по пожарной безопасности, 365 уроков безопасности. Л.Н.Логинова.
4. Ратные страницы истории.
Дидактический материал: военно – патриотическое воспитание учащейся молодежи. В.Н.Бачевский, С.В.Наумов.
5. Хорош в строю – силен в бою.
6. Гражданская оборона.
Дидактический материал: учебное пособие «Гражданская оборона», противогазы, медицинские носилки.
7. Типография.
Дидактический материал: «Спутник туриста» И. Москва.
8. Семафор.
Дидактический материал: карточки, 365 уроков безопасности. Л.Н.Логинова.
9. Юный стрелок.
Дидактический материал: учебное пособие.
10. Медико – санитарная подготовка.
Дидактический материал: учебное пособие, СМИ, «1000 +1 совет туристу». Школа выживания. Минск. 1999г. Н.Б.Садикова.
11. С любовью к России
Дидактический материал: Военно – патриотическое воспитание учащейся молодежи. В.И.Бачевский, 1999г.
12. Экспресс печать.
Дидактический материал: карточки, плакаты, учебно – методическое пособие.
13. Снаряжение.
Дидактический материал: Э.А Макаревич «Туристские походы выходного дня» М. !985г.
!4. Ориентирование.
Дидактический материал: А.Потресов «Спутник туриста» Москва.
Список литературы.
1. А Потресов «Спутник туриста» Москва.
2. Э.А.Макаревич. « Туристские походы выходного дня».
3. «Военно – патриотическое воспитание учащейся молодежи» В.И.Бачевский 1999г.
4. «1000 +1 совет туристу, школа выживания».Н.Б.Садикова. М. 1999г.
5. Уренские вести.
6. Районные положения о соревнованиях. «Мужество и отвага», «Школа безопасности – Зарница».
7. Материалы периодической печати.
Календарный план учебно-воспитательной работы на год.
Время проведения занятия |
Теоретические занятия |
Часы |
Практические занятия |
Часы |
Средства обучения, литература |
Меропри- ятия |
Сентябрь |
Вводное занятие |
2 |
||||
Сентябрь |
Дорожная грамота |
2 |
Плакаты |
|||
Сентябрь |
Дорожная грамота-решение задач |
2 |
карточки |
|||
Сентябрь |
Решение задач |
2 |
карточки |
|||
Октябрь |
Юный пожарный |
2 |
||||
Октябрь |
Викторина по пожарн. безоп |
2 |
тесты |
|||
Октябрь |
Пожарная безопасность |
2 |
тесты |
|||
Октябрь |
Юный стрелок |
2 |
пневматическая винтовка |
|||
Октябрь |
Юный стрелок |
2 |
пневматическая винтовка |
|||
Ноябрь |
Автомат Калашникова-разборка, сборка |
2 |
автомат Калашникова |
|||
Ноябрь |
Разборка, сборка авт. Калашникова |
2 |
автомат Калашникова |
|||
Ноябрь |
Медико-санитарная подготовка |
2 |
плакаты, аптечка |
|||
Ноябрь |
Применение лек.средств, растений |
2 |
аптечка плакаты |
|||
Декабрь |
Наложение повязок |
2 |
перевязочные средства |
|||
Декабрь |
Наложение повязок |
2 |
перевязочные средства |
|||
Декабрь |
Снаряжение-укладка рюкзака |
2 |
предметы для рюкзака |
Игра «Находчивый турист» |
||
Декабрь |
Гражданская оборона |
2 |
плакаты |
|||
Январь |
Надевание, снимание противогаза |
2 |
противогазы |
|||
Январь |
Надевание противогаза на поражённого |
2 |
противогазы |
|||
Январь |
Переноска пострадавшего |
2 |
носилки |
|||
Январь |
Хорош в строю, силён в бою |
2 |
||||
Февраль |
Строевые приёмы на месте |
2 |
||||
Февраль |
Строевой шаг |
2 |
||||
Февраль |
Одиночная строевая подготовка |
2 |
||||
Февраль |
Движение строевым шагом |
2 |
||||
Март |
Движение строевым шагом |
2 |
||||
Март |
Ратные страницы истории |
2 |
Смотр строя и песни |
|||
Март |
Викторина, работа с литературой |
2 |
||||
Март |
Топография, семафор |
2 |
карты, карточки |
|||
Апрель |
Топография, семафор |
Решение практ. задач |
2 |
карты, карточки |
||
Апрель |
Ориентирование |
2 |
учебники |
|||
Апрель |
Определение азимута |
2 |
компасы |
|||
Апрель |
Определение расстояния до недоступного предмета |
2 |
«Спутник туриста» А.Потресов |
|||
Май |
Определение высоты предмета |
2 |
||||
Май |
Вязка узлов |
2 |
||||
Май |
Вязка узлов |
2 |