Арьевская средняя общеобразовательная школа - Учебный план начального общего образования

Есть предложения по организации учебного процесса

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
СНПЧ А7 Курск, обзоры принтеров и МФУ

1.3.1. Учебный план начального общего образования (1-4 классы)

Базисный учебный план начального общего образования является важнейшим нормативным документом по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта, он определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.

Базисный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса и является одним из механизмов его реализации. В ходе освоения образовательной программы при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:

  • закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
  • формируются универсальные учебные действия;
  • развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.

   При разработке учебного плана использовались следующие нормативные документы федерального уровня:

1        – Закона «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в Российской Федерации;

2        - Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373

3        - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

4        –Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного и среднего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года № 1015;

5        - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014  на 2014-15 учебный год»

6        - Распоряжения Правительства Российской Федерации от28.01.2012 № 84-р «О плане мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»»;

7        Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 № 08-250 «О введении курса ОРКСЭ»;

8        - Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

9        - Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13- 51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»

- нормативных документов регионального уровня:

- Письма Министерства образования Нижегородской области от 04.05.2012 №316-01-52-1474/12 «Об особенностях введения учебного курса ОРКСЭ»;

- Письма Министерства образования Нижегородской области от 30.08.2012 № 316-01-52-2707_12 «О введении комплексного учебного курса ОРКСЭ»;

- Письма Министерства образования Нижегородской области от 20.06.2012 № 316-01-52-2035_12 «Об учебных программах по физической культуре»;

- Письма Министерства образования Нижегородской области от 09.07.2012 № 316-01-52-2228/12 «О направлении тематического планирования учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс);

- Письма Министерства образования Нижегородской области от 22.05.2014 г. № 316-01-100-154/14 «Изменения в методические рекомендации к учебному плану общего образования  в 2014-2015 учебном году»;

- Приказа Министерства образования Нижегородской области от 31.07.2013 № 1830 «О базисном учебном плане общеобразовательных  организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года»

-нормативных документов муниципального уровня:

- Приказа РУО от 11.04.2011 № 88 «О внесении изменений в учебные планы образовательных учреждений»

- нормативных документов школы:

   1. Устав школы

   2. Программа развития «НООПОЛИС как общество культурных и информационно-образованных людей.

   3. «Проект перспективного развития школы на 2011 -2015 гг»

Учебный план определяет:

  • структуру обязательных предметных областей Филология, Математика и информатика, Обществознание и естествознание (окружающий мир), Основы духовно-нравственной культуры народов России, Искусство, Технология, Физическая культура;
  • перечень направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения);
  • учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения
  • общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся.

Базисный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации основной образовательной программы начального общего образования и учебное время, отводимое на их изучение. Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

  • формирование гражданской идентичности обучающихся;
  • их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
  • готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует в пределах максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся), может бытьиспользовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. 

           

Внеурочная деятельность организуется последующим направлениям развития личности:

 
   

 

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлено на реализацию  её  в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференции, диспутов, школьных научных обществ, олимпиад, конкурсов, соревнований, поисковых и научных исследований, общественно полезной практики. При организации внеурочной деятельности обучающихся   школа использует возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. В период каникул возможно продолжение внеурочной деятельности в  специализированных лагерях, тематических лагерных сменах. Для развития потенциала одарённых и талантливых детей разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Учебный план МБОУ АСОШ на 2014/2015 учебный год обеспечивает

выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организацииобучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными ПостановлениемГлавного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (с изменениями на 29.06.2011)

Учебный план определяет структуру обязательных предметных областей:  филология, математика и информатика, естествознание, основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура.

В соответствии с учебным планом устанавливается следующая продолжительностьучебного года:

1 класс – 33 учебные недели;

2 – 4 классы – не менее 34 учебных недель;

Количество часов, отведенных на освоение учащимися учебного плана МБОУ АСОШ, состоящего из обязательной части, не превышает величину недельной образовательнойнагрузки.

Образовательная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, приэтом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

  • для учащихся 1 классов – не превышает 4 уроков, один раз в неделю – не более5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для учащихся 2-4 классов – не более 5 уроков.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затратывремени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

  • во 2-3 классах – 1,5 часа;
  • в 4 классах – 2 часа.

Учебный план

муниципального бюджетного образовательного учреждения

Арьёвская средняя общеобразовательная школа

на 2014-2015 учебный год

/начальная школа/

(5-дневная учебная неделя при продолжительности урока 1 кл. - 1-е полугодие - 35 минут,

2-е полугодие – 45 минут, 2-4 классе – 45 минут)

Образовательные области

Учебные предметы

Класс

 

1/3

2/3

3/2

4/3

Обязательная часть

 

Филология

Русский язык

5

5

5

5

Литературное чтение

4

4

4

3

Английский язык

-

2

2

2

Математика

Математика

4

4

4

4

Естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики: Основы православной культуры

Основы светской этики

-

-

-

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

Изобразительное искусство

1

1

1

1

Технология

Технология

1

1

1

1

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

Обязательная нагрузка

21

23

23

23

Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 5-ти дневной учебной неделе

 

21

23

23

23

             

Учебный план

муниципального бюджетного образовательного учреждения

Арьёвская средняя общеобразовательная школа

на 2014-2015 учебный год

(для обучающихся по коррекционным программам VII вида)

(5-дневная учебная неделя при продолжительности урока 2,4 класс – 45 минут)

Образовательные области

Учебные дисциплины

Классы

2 «В»

4 «Б»

Филология

Русский язык

5

5

Литературное чтение

4

3

Иностранный язык

2

2

Математика

Математика

4

4

Естествознание

Окружающий мир

2

2

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики: Основы православной культуры

-

1

Искусство

Изобразительное искусство

1

1

Музыка

1

1

Физическая культура

Физическая культура

3

3

Технология

Технология

1

1

Обязательная нагрузка обучающегося

23

23

Коррекционная подготовка

Обязательные индивидуальные и групповые занятия

  • Логопедические занятия
  • Психологические занятия

0,5

0,5

0,5

0,5

Итого

24

24

Пояснительная записка к учебному плану

МБОУ Арьёвской средней общеобразовательной школы

на 2014-2015 уч.г.

(для обучающихся по коррекционным программам VII вида)

На основании заключения районной ПМПК осуществляется дифференцированное и индивидуальное обучение, предоставляющее возможность каждому учащемуся обучаться на максимально посильном уровне, для чего создаются классы-комплекты (учащиеся, обучающиеся по общеобразовательной программе и по специальной (коррекционной) программе VII вида); индивидуальное обучение на дому.

Содержание обучения на каждой ступени строится на основе общих закономерностей развития психики ребенка.

Начальное образование

4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1 – 4 классов.

Продолжительность учебного года:

В 1 классе – 33 учебные недели;

Во 2 – 4 классах – 34 учебные недели.

Продолжительность рабочей недели:

1 -4 классы в режиме пятидневной недели;

Учебные планы рассчитаны на этот режим работы.

Продолжительность урока:

для 1 класса – в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый; в ноябре, декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январе – мае – по 4 урока по 45 минут каждый;  динамическая пауза после 2 урока продолжительностью не менее 40 минут;  для  3класса – 45 минут.

Во 2 «В» и  4 «Б» классе обучение осуществляется по общеобразовательной программе, по специальной (коррекционной) программе VII вида. Во 2 «В» классе 1 обучающаяся занимается  в классе-комплекте, в  4 «Б» классе обучающийся занимается по индивидуальному плану на дому.

По решению образовательного учреждения используются следующие изменение количества часов в начальной школе:

Учебный план для учащихся по специальной (коррекционной) программе VII вида.

2 класс: Для соответствия учебных программ, в связи с тем, что 2 класс является классом-комплектом (учащиеся, обучающиеся по общеобразовательной программе и 1 учащаяся по специальной (коррекционной) программе VII вида) 2 часа предмета «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» представлены предметом «Окружающий мир».

4 класс: В  связи с тем, что программа русского языка рассчитана на 170 часов, а программа математики – на 136 часов 1 час из математики добавлен на русский язык. Для формирования у обучающихся здорового образа жизни реализуется курс «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет включения изучаемых вопросов в содержание учебного предмета «Окружающий мир». За счёт этого  1 час из предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и    1 час из технологии  добавлены на предмет «Иностранный язык».

Коррекционная подготовка представлена в классах VII вида  логопедическими занятиями и занятиями с педагогом-психологом по 0,5 ч. каждое. Часы коррекционной подготовки  проводятся после часовой прогулки на свежем воздухе и горячего обеда.                      

Образовательные программы для учащихся по специальной (коррекционной) программе VII вида на первой ступени обучения включают:

Русский язык

2,4

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Русский язык сборник рабочих программ, Москва, Просвещение

2011

 

Литературное чтение

2,4

Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина Литературное чтение сборник рабочих программ, Москва, Просвещение

2011

 

Английский язык

4

 

2012

М.В.Вербицкая  Forward Программа Английский язык 2-4 класс, Москва, «Вентана-Граф»,

Математика

2,4

М.И.Моро Математика  Сборник рабочих программ, Москва, Просвещение

2011

 

Окружающий мир

2,4

А.А.Плешаков Окружающий мир Сборник рабочих программ, Москва, Просвещение

2011

 

Основы религиозных культур и светской этики

4

А.Я Данилюк Программы общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» 4-5 Просвещение

2012

 

Музыка

2

Критская Е.Д. Программа общеобразовательных учреждений

2007

 

ИЗО

2,4

Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 кл.: Концепция и программы для начальной школы, Б.М.Неменский. В.Г.Горяев, Г.Е. Гуров и др. М.: Просвещение

2007

 

Физкультура

2

А.П.Матвеев Программа для общеобразовательных учреждений. Физическая культура. М., Дрофа,

2011

 

Технология

2,4

Н.М.Конышева

Программа общеобразовательных учреждений: образовательная область «технология»: Художественно-конструкторская деятельность: 1-4 кл.: программа и тематическое планирование - Смоленск, «Ассоциация XXI века»

2009

 

а�>�r��� � щего образования и переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основании сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника, в которой:

  • отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;
  • определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
  • даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

В случае, если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями. Школа информирует органы управления в установленной регламентом форме:

  • о результатах выполнения итоговых работ по русскому языку, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе;
  • о количестве обучающихся, завершивших обучение на ступени начального общего образования и переведённых на следующую ступень общего образования.

Мониторинг образовательной программы.

Эффективность реализуемой Основной образовательной программы осуществляется   проведением мониторинговых исследований, результаты которых позволят сделать выводы о необходимости внесения изменений в содержание программы.

 

 

Основные задачи, решаемые в ходе мониторинга:

 

Получение объективной информации о качестве предоставляемых образовательных услуг.

 

Системати-

зация полученной информации.

Обеспечение регулярного и наглядного представления информации об изменении качества обучения.

Информационное обеспечение  анализа и планирования дальнейшей работы в области повышения качества образовательных услуг.

Диагностика воспитательного процесса:

  • Изучение состояния  объекта с целью обеспечения нормального его развития и предотвращения нежелательных отношений.

Предмет мониторинга:

  • Уровень развития детского коллектива;
  • Характер взаимоотношений школьников в коллективе;
  • Социальная значимость дел и событий в детском коллективе.

Критерии оценки процесса воспитания:

  • Личностный рост школьника;
  • Детский коллектив как условие развития школьника;
  • Благоприятное положение каждого ребенка в коллективе;
  • Профессиональная позиция педагога как условие развития личности;
  • Организационные условия. мет мониторинга:
  • В каком направлении происходит развитие личности;
  • На какие ценности ориентируется личность;
  • Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе складываются у личности в процессе воспитания.

Методика диагностики.

Диагностический опросник «Личностный рост»:

  • «Диагностика и мониторинг в процессе воспитания» (П.В. Степанов, Д.В. Григорьев);
  • «Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания» (Д.В. Григорьев)

Методика диагностики:

  • Методика развития детского коллектива;
  • Методика социометрического изучения межличностных отношений (опросник);
  • Динамика развития ученического коллектива;
  • «Эмоциональная жизнь детского коллектива»,  «Какой у нас коллектив» (А.Н.  Лугошин.  Знание М-78г.);
  • «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе» (П.В. Степанов);
  • «Социально – психологический рельеф класса».

Предмет мониторинга:

  • Является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью для педагога;
  • Какие профессиональные ценности сформированы у педагога.
  • Качественный и количественный анализ материально – технического оснащения процесса воспитания (оборудование, библиотечный фон, спортивное снаряжение).
  • Анализ расписания.
  • Анализ предметно – эстетической среды.
  • Анализ планов, программ воспитания и дополнительного образования.
  • Качество реализации воспитательных мероприятий.

Предмет диагностики:

  • Включенность учащихся в воспитывающую деятельность;
  • Качество школьных  отношений;
  • «Диагностика воспитания» (С.Поляков,  ж. «Управление №2 1997)

Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания:

  • Материально – техническая база.
  • Укомплектованность педкадрами.
  • Предметно – эстетическая среда.
  • Дополнительное образование.
  • Деятельность детских общественных объединений и организация самоуправления.
  • Программное обеспечение процесса воспитания.

Методика диагностики сформированности  позиции воспитателя у педагогов

- «Диагностика, анализ  и планирование процесса воспитания» (П.В. Степанов, М., Центр - «Педагогический поиск»)

Система мониторинга образовательной программы

Показатели:   *  Методы получения информации.         

*  Сроки, периодичность оценки.

*  Ответственные за проведение. 

Способы предоставления и использования информации:

*Качество УУД       

*Административные контрольные работы 

*Итоговая аттестация

*Диагностические контрольные работы по математике, русскому языку

*Классно-обобщающий контроль

*Посещение уроков

*Тестирование

*Анкетирование

*Социометрия

*Совещания, родительские собрания.

Уровень воспитанности:

*Тестирование

*Анкетирование

Состояние здоровья:           

*Данные углубленного медицинского осмотра

*Данные о пропусках уроков по болезни           

 Качество общеобразовательной подготовки выпускников:

*Контрольные работы, проверка техники чтения (каждая учебная четверть)

Степень социализации:

 *Данные социометрии, выводы школьного психолога.

 

Безопасность

Рекомендации по работе с гаджетами 

Противодействие терроризму

Информационная безопасность

Паспорт дорожной безопасности

Памятка по безопасному использованию Интернета

О порядке подачи сообщений о ресурсах в сети Интернет, содержащих запрещенную информацию

Памятка по правилам поведения при сильном ветре и буре

Памятка по правилам поведения при опасности утечки бытового газа

Памятка по правилам поведения при лесном пожаре

Памятка по правилам поведения на общественном транспорте

Памятка по правилам действий по сигналам оповещения

Памятка по правилам поведения при возникновении террористического акта

Общие правила поведения при посещении массовых мероприятий

Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте

Правила защиты при инфекционных заболеваниях

Меры безопасности при наводнении

Меры безопасности в условиях распространения коронавирусной инфекции

Бешенство домашних и диких животных

Буклет Детям безопасную дорогу

 

Противодействие коррупции

В МБОУ "Арьёвская СОШ" незаконные сборы денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся не допускаются.

Нормативно-правовая база по противодействию коррупции

Антикоррупционное просвещение обучающихся

Телефоны доверия по фактам коррупции и незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся:

министерства образования Нижегородской области-

    •  8(831)433-45-80

районного управления образования-

    • 8(83154)2-12-01

Памятка для граждан при столкновении с коррупционными проявлениями

Порядок защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности работников

Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства

Памятка о реализации норм законодательства по уведомлению о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений

Информация о ходе реализации мер по противодействию коррупции

Конкурс антикоррупционной рекламы

JivoSite