Содержание
1. Паспорт программы развития 2. Введение |
2 4 |
3. Аналитическое и прогностическое обоснование программы развития |
6 |
4. Цель и задачи программы |
9 |
5. Концепция инновационных преобразований - миссия школы в современных условиях - базовые идеи программы развития - содержательные принципы |
10 |
6. Содержание образовательного процесса - основные направления реализации программы развития - характеристика желаемой педагогической системы - структура желаемой педагогической системы школы по типу НООПОЛИСА - проект №1 «Школьный информационно-методический центр» - проект №2 «Методический портфель учителя» - проект №3 «Основы социального проектирования» - проект №4 «Мой жизненный путь» |
13 |
7. Критерии результативности - показатели и критерии результативности - структурная модель выпускника школы - структурный портрет учителя с позиции профессиональных компетентностей |
19 |
8. Ресурсы - финансовые - материально-технические - информационно-технические - кадровые - программно-методические |
21 |
9. Совершенствование структуры управления |
23 |
10. Ожидаемые результаты |
24 |
11. Система контроля за выполнением основных разделов программы |
24 |
Паспорт
Программы развития
Наименование Программы |
Комплексная Программа развития МБОУ Арьевская СОШ – НООПОЛИС как общество культурных и информационно-образованных людей.
|
Основание для разработки Программы |
|
Заказчик Программы |
Социум, родительская общественность МБОУ Арьёвской средней общеобразовательной школы |
Разработчик Программы |
Синцов Н.Ю. – директор школы Временный творческий коллектив педагогов и руководителей школы |
Цель Программы |
Переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий всеми субъектами образовательной деятельности, развитие единого информационного пространства школы для повышения качества образования |
Задачи Программы |
|
Сроки Программы |
2012-2017 годы |
Основные направления программных мероприятий |
-Организационно-финансовое и техническое обеспечение программы развития ОУ - Информатизация учебного процесса - Освоение и использование информационных ресурсов для повышения профессиональной компетентности педагогов - Обеспечение доступности к современным информационным ресурсам всех учащихся |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Администрация и педагогический коллектив МБОУ АСОШ |
Финансовое обеспечение Программы |
Бюджет, спонсорская помощь, внебюджетные инвестиции |
Ожидаемые результаты |
|
Система контроля за выполнением Программы |
Оперативный контроль осуществляет директор школы, руководители проектных групп, координационный Совет; Промежуточный контроль – педагогический Совет школы; Итоговый контроль – Совет школы. |
Введение
Программа развития является стратегическим документом, определяющим направления инновационных действий по изменению педагогической системы школы для создания условий, обеспечивающих необходимый уровень качества образования. Под качеством образования нами понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных, достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
В последнее время государство сформулировало и реализует новые социальные инициативы, направленные на прирост населения через стимулирование определенных процессов и повышение качества жизни. В свете этих решений стратегия выживания образовательных учреждений перестала отвечать новым задачам и требует корректировки уже принятых стратегических документов и других незамедлительных мер по определению инновационных стратегий как системы образования в целом, так и отдельных образовательных учреждений. В государственной «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» определены требования к системе общего образования, определяемые как «подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий», чтотребует формирования определенного типа личности, в том числе и средствами общего образования, а Концепция модернизации российского образования, одобренная Правительством РФ, определяет для общего образования новые содержательные цели и задает требования к ступеням образования.
Педагогический коллектив муниципального образовательного учреждения Арьевская средняя общеобразовательная школа разрабатывает данную программу развития как шаг по достижению нового качества образования, ориентиром которого выступают программные требования, изложенные в «Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.», «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.», Федеральном государственном стандарте начального общего образования, а социум и его образовательные интересы выступают в качестве источника инновационных действий. Общим результатом реализации данной программы развития должно стать новое качество образовательного процесса – самоорганизующее школьное сообщество по типу НООПОЛИСА, в котором созданы необходимые условия для формирования личности, способной обеспечить себе выход за круг повседневности как основы ее социальной и профессиональной мобильности в динамичном мире.
Программа развития нацелена на решение проблемы создания в образовательном пространстве школы условий для становления активной, ответственной, социально-мобильной личности в условиях становления информационного общества через преодоление барьеров субкультурности на основе активизации человеческого ресурса как мотивационной базы самоосуществления (самопознания, саморазвития, самореализации) всех участников образовательного процесса.
Информационно-аналитическое и прогностическое обоснование Программы развития.
Школа представляет собой крупный общеобразовательный комплекс.В одном из зданий школы расположены филиалы Уренской районной музыкальной и художественной школ, детской хореографической студии, районной детской библиотеки и информационно-компьютерный центр правовых знаний, школьный краеведческий музей.
Образовательное учреждение работает в тесном сотрудничестве с поселковой администрацией, Арьёвским поселковым домом культуры, лесничеством и Детской юношеской спортивной школой.
В нашей школе обучаются 586 учащихся, образовательный процесс организуют 55 педагогов. Благодаря сотрудничеству с Нижегородским институтом развития образования и информационно-диагностическим центром Уренского района стала возможной интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс в условиях развития информационно-образовательной среды школы.
В процессе реализации Программы развития (2007-2011 г.г.) формирование НООПОЛИСА предполагало современный подход к организации образовательной деятельности и воспитательного процесса, и осуществлялось через следующие инновационные проекты-портфели.
Основной задачей первого проекта «Школьный информационно-методический центр» было обеспечение доступа максимально большему количеству обучающихся, педагогов и родителей к качественным образовательным ресурсам для интенсификации образовательного процесса. В связи с этим значительное внимание было уделено укреплению материально-технической базы школы. В дополнение к двум кабинетам информатики компьютерной и мультимедийной техникой были оснащены все кабинеты школы. Приобретено периферийное оборудование и интерактивные доски. Благодаря программе Интел «Мобильные технологии школам» начальные классы получили 59 миникомпьютеров ClassmatePC. В школе есть выход в Интернет, единая локальная сеть. Установлено лицензионное программное обеспечение. Школа имеет свой сайт в Интернете http://www.arschool.narod.ru/ Таким образом, была создана открытая, доступная информационно-образовательная среда, способствующая формированию информационной культуры субъектов образовательного процесса.
Назначение второго проекта - модернизация системы методической работы, предусматривающая создание условий для саморазвития учителя, формирование ИКТ-компетентности педагогического коллектива. В процессе реализации программы в рамках курсовой подготовки 100% педагогов овладели компьютерными технологиями. Это позволило учителям активно включиться в работу педагогических сетевых сообществ и принимать участие в различных Интернет-конкурсах. Педагоги являются авторами собственных электронных образовательных ресурсов (в том числе электронные учебники), из числа которых собрана обширная медиатека по предметам учебного плана и внеурочной деятельности. 30% педагогов имеют сертифицированные авторские программы.
Свои материалы учителя размещают на личных сайтах, в блогах. Обмен опытом между педагогами происходит теперь не только в рамках традиционных методических объединений, но и в рамках вебинаров, Интернет-конференций. Таким образом, проект помог повысить профессионализм педагогического коллектива школы до уровня, необходимого для решения задач, определенных данной Программой развития.
Чтобы быть успешным в 21 веке детям необходимо получить такие навыки как: грамотность в области информационно-коммуникационных технологий, умение мыслить критически, умение работать с другими людьми. Всё это они получают в рамках международной программы Интел «Путь к успеху», которая реализуется в нашей школе уже в течение нескольких лет. Результативность реализации подтверждается многочисленными победами и призовыми местами во всероссийских и региональных конкурсах, в том числе и сетевых. Проектная деятельность стала неотъемлемой частью урочной и внеурочной деятельности. Такие проекты как электронное периодическое издание «АУ» (Арьёвский ученик) и видео-газета «Ассорти» стали важным ресурсом развития информационной среды современной школы.
Создание педагогических условий для повышения готовности учащихся школы к личностному самоопределению реализуется в четвёртом проекте «Мой жизненный путь». Интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс отражена разнообразными элективными курсами и факультативами с применением мультимедийных технологий, предпрофильной и профильной подготовкой. Успешно реализуется школьная программа «Одарённые дети». В составе научного общества «Поиск» на средней и старшей ступенях обучения, и научного общества «Поисковичок» для учащихся начальных классов ученики получают навыки исследовательской деятельности и информационной грамотности.
Использование ИКТ в ходе реализации Программы развития повысило эффективность учебно-воспитательного процесса. Но одним из ожидаемых результатов Программы было создание единой информационной среды, объединяющей и учащихся, и родителей, и педагогов. Эту возможность мы увидели во внедрении Интернет-проекта «Дневник.ру». Появилась возможность для виртуального общения членов таких школьных общественных клубов как: «Юные инспекторы дорожного движения», Экологический клуб «Дубок», Детская общественная организация «БАРС». На страницах дневника они издают свои газеты, обсуждают в «форуме» проведённые мероприятия, ведут тематические рубрики, создают фото и видеоархивы. Одна из форм современного образования – дистанционное обучение. В данный период дистанционные курсы «Страна языкознания», «Решение задач по механике», «Язык программирования QBasic» организованы в рамках электронного дневника для учащихся школ района. Организовать обучение больных детей на дому, родительское собрание, семинар для педагогов позволяет функция виртуальной конференции. В рамках ФГОС второго поколения одним из направлений оценки деятельности учащихся является Портфолио. «Дневник.ру» позволяет осуществить это в цифровом формате.
В условиях внедрения ФГОС второго поколения встает вопрос о переходе на качественно новый уровень использования компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.
Цель и задачи Программы
Цель: Переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий всеми субъектами образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС, развитие единого информационного пространства школы для повышения качества образования
Задачи :
- совершенствовать электронную среду ОУ: электронные услуги, электронный документооборот, внедрение новых технологий и методик обучения, в том числе дистанционных, развитие сетевого взаимодействия субъектов НООПОЛИСА;
- развивать материально-техническую базу школы согласно требованиям ФГОС;
- повышать квалификацию сотрудников школы в области информационных технологий и информационной компетентности соответственно ФГОС;
- систематически обновлять сайт школы, с учетом современных требований, предъявляемых к информационной продукции;
- обеспечивать безопасность получения, хранения и передачи информации;
- обобщать опыт работы школы и анализировать деятельность по реализации процесса информатизации образования.
Концептуальный проект развития общеобразовательного учреждения.
Миссия школы в современных условиях.
Осуществление перехода на качественный уровень применения информационно-коммуникационных технологий, сервисов и услуг в профессиональной деятельности, образовательном процессе в целях формирования и развития НООПОЛИСа – как общества, где информационная культура людей становится определяющим фактором их деятельности.
Базовые идеи Программы развития.
Создание самоорганизующегося школьного сообщества по типу Ноополиса.Ноополис – это город, поселение, полис, живущий на принципах разума (нус, ноос) и ноосферности, т.е. когда люди становятся сознательной геологической силой (по В.И. Вернадскому) и когда преобразование природы и социальности является не хищническим, а необходимым элементом пытающихся жить разумно людей (Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999)
Характерными особенностями современных форм поселений - ноополисов являются:
- Осмысленное, целенаправленное и эффективное участие всех «жителей» Ноополиса (учащихся, учителей, родителей) в решении стоящих перед ними частных и общих проблем.
- Поселение, построенное и существующее в гармонии с окружающей средой, использующее ее лучшие свойства и не ухудшающее экологическую ситуацию.
- Центр внедрения новых информационных и иных технологий.
Самостоятельной задачей Ноополиса является повышение соорганизованности его жителей в процессе выявления стоящих перед ними проблем, определения путей их решения и организации совместной деятельности по выполнению принятых решений и создание условий для полноценной жизни необыкновенных жителей Ноополиса, людей, с ограниченными физическими возможностями, включение их в активный педагогический процесс.
Представленная идея приобретает необыкновенную актуальность как с точки зрения принимаемой школой миссии, так и с точки зрения стратегических направлений государственной политики в области образования на современном этапе.
Данную идею дополняют и развивают другие идеи:
ü Идея самоосуществления как эволюционно-историческая задача человечества.
ü Идея социальной и профессиональной мобильности личности.
ü Идея вхождения в информационное общество.
Идея социальной и профессиональной мобильности личности.
Изменение //yas.yuna.ru/?1879053312@0814928384">индивидом или //yas.yuna.ru/?1879053312@0815339008">группой лиц места, занимаемого в //yas.yuna.ru/?1879053312@0815053824">социальной структуре, перемещение людей из одного социального слоя (//yas.yuna.ru/?1879053312@0814928896">класса, группы) в другой (вертикальная социальная мобильность) или смена занятий (или //yas.yuna.ru/?1879053312@0805828608">местожительства) в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная социальная мобильность) (Яценко Н.Е. //yas.yuna.ru/?1879053312@0814816512#115">Толковый словарь обществоведческих терминов.-СПб., 1999). В новом веке во всех сферах деятельности на первый план по значимости выходит отношение "человек - человек". Господствующее в прошлом веке отношение "человек - техника" ослабляет свои позиции. Прежде всего, это связано с тем, что основная масса рабочих мест перемещается из сферы промышленности в сферу услуг. В этом проявляется сущность нашего перехода из индустриальной в постиндустриальную цивилизацию. Технократический подход к образованию вытесняется человекоориентированным подходом. Коммуникабельность и готовность к командной работе наполняют новыми смыслами взаимоотношения людей во всех сферах человеческой деятельности. Готовность к диалогу формируется на базе толерантности к иной точке зрения. Соборность в принятии решений строится на понимании ценности принципа дополнительности разных точек зрения на важные события. Все социально значимые качества (компетентности) взаимосвязаны в единую систему и должны формироваться в комплексе.
Данная идея является не столько основой организации образовательного процесса, сколько целью его реализации. Но путь к этой цели лежит через образование, поскольку способность быть социально-мобильным связана с развитием личностных качеств и компетенций для преодоления барьеров субкультурности и желания вырваться из замкнутого круга повседневности.
Идея самоосуществления как эволюционно-историческая задача человечеств. Самоосуществление в работах психологов (англ. – self - fulfillment ) понимается как концепция образа (стиля) жизни, согласно которой человек проявляет собственную уникальность в обществе, деятельности, жизненных достижениях. В понятии самоосуществления внимание уделяется духовной составляющей развития, реализации духовного компонента внутреннего содержания человека.
Идея вхождения в информационное общество.
Концепция постиндустриального общества: новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительной чертой информационного общества является создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
- эффективное информационное взаимодействие людей
- их доступ к мировым информационным ресурсам и
- удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Информатизация образовательного процесса позволит интенсифицировать учебный процесс, где современные ИКТ и компьютер используются
- как средство работы с информацией;
- как объект профессиональных интересов школьников;
- как инструмент моделирования и проектирования своего жизненного пути;
- как средство коммуникации в условиях кооперации усилий различных субъектов социокультурного пространства по вопросам образования;
- как технологическая основа преобразования жизни Ноополиса в противовес тенденции консервирования архаичных форм существования.
Содержательные принципы
- принцип событийности определяет сущностную характеристику образовательного процесса, отражающую положение школьника в нем в качестве равного учителю субъекта целенаправленной деятельности;
- принцип организации деятельности подразумевает практикоориентированный подход к обучению и воспитанию школьников;
- принцип индивидуализации основывается на вариативности образовательных программ и возможности их выбора обучающимися;
- принцип фундаментальности: основу обучения и воспитания составляют объективные научные знания;
- принцип природосообразности основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов: учащиеся воспитываются в соответствии с возрастом, полом; формируется ответственность за развитие самих себя, за последствия своих действий, поступков, поведения;
- принцип культуросообразности основывается на общечеловеческих ценностях: деятельность строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям;
- принцип педагогической поддержки, т.е. особой формы педагогической деятельности, направленной на помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, обучением, общением, жизненным самоопределением;
- принцип эффективности социального взаимодействия способствует формированию навыков социальной адаптации, самореализации, позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для процессов самоопределения и адекватной коммуникации.
Содержание образовательного процесса
Основные направления реализации Программы развития
- Изменение образовательного пространства школы через развитие организационных условий и применение новых информационно-коммуникационных технологий (интернет, дистанционное обучение, локальные сети и др.).
- Совершенствование содержания обучения на основе информатизации и компьютеризации учебно-воспитательного процесса и применения новых педагогических технологий (проектных технологий, активных форм, исследовательских приемов, тьюторства и др.).
- Развитие профессионального мастерства педагогического коллектива.
- Совершенствование материально-технической базы школы.
- Формирование в новом образовательном пространстве школы возможностей для построения учащимися индивидуальных образовательных траекторий.
- Построение воспитательного процесса школы, обеспечивающей наилучшие условия для самоосуществления «жителей» НООПОЛИСА.
- Формирование и апробация комплекса нормативно - правовых документов, обеспечивающего становление нового образовательного сообщества – НООПОЛИСА.
- Реализация данных направлений осуществляется в форме инновационных проектов, которые и обеспечивают наибольшую управляемость реализацией программы развития, ее выполнимость.
- Информационное сопровождение субъектов НООПОЛИСА на этапе освоения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Характеристика желаемой педагогической системы.
Программа развития, определяя стратегические направления инновационного процесса школы, учитывает существующие позитивные результаты развития, дополняет и развивает их для достижения желаемого качественного состояния. Формирование недостающих элементов системы определяется:
- организационной работой по включению в образовательное пространство школы социокультурных ресурсов на договорных основаниях, развитием механизма и порядка освоения учащимися этих социокультурных ресурсов и внедрением функции тьюторства в качестве организационного элемента, обеспечивающего мотивацию учащихся по освоению новых ресурсов.
- реализацией проектов данной Программы развития:
- Создание школьного информационно-методического центра.
- Создание методического портфеля учителя школы.
- Создание педагогических условий для повышения готовности учащихся к личностному и профессиональному самоопределению.
- Создание условий для самореализации учащихся посредством участия в проектах социальной значимости.
Структура желаемой педагогической системы школы по типу НООПОЛИСА, как общества культурных и информационно-образованных людей.
ПРОЕКТ №1 «Школьный информационно-методический центр»
Цель: Развитие открытой, доступной информационно-образовательной среды, способствующей формированию информационной культуры субъектов образовательного процесса на основе овладения современными информационно-коммуникационными технологиями как условия повышения качества образования при переходе к информационному обществу.
Задачи: Доступ максимально большему количеству обучающихся, педагогов и родителей к качественным образовательным ресурсам для интенсификации образовательного процесса.
Преодоление географических, административных и организационных границ с целью обеспечения открытости образовательного пространства.
Обеспечение условий взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью кооперации усилий и ресурсов на основе современных информационно-коммуникационных технологий в условиях становления информационного общества.
Внедрение систем обеспечения информационной безопасности при документообороте в локальной сети школы, при работе в сети Интернет.
Направления деятельности:
- Оснащение центра современными компьютерами, мультимедийным и проекционным оборудованием, оргтехникой, обеспечение доступа в Интернет, создание телекоммуникационной инфраструктуры школы.
- Организация взаимодействия пользователей-субъектов образовательного процесса и социальных партнеров.
- Насыщение лицензионными программными продуктами.
- Оптимизация графика использования информационно-методического центра в преподавании общеобразовательных предметов, во внеурочной деятельности, в организации клубной и воспитательной работы, дополнительном образовании и индивидуальной работе учителей и обучающихся для самоподготовки и ведения персонального электронного портфолио.
- Развитие системы доступа к дистанционным образовательным ресурсам
- Совершенствование управления и делопроизводства на базе современной компьютерной техники.
- Комплектование фонда медиатеки и видеотеки.
Ожидаемый результат:
ü Единое информационно-образовательное пространство.
ü Доступ к качественным образовательным ресурсам.
ü Оптимальный график использования образовательных возможностей центра.
ü Расширение образовательного пространства за счет дистанционных форм обучения.
ü Наличие в медиатеке и видеотеке достаточного количества образовательных ресурсов для их применения во всех образовательных областях.
ü Оптимизация процесса делопроизводства в школе.
Сроки реализации проекта 2012-2017г.г.
ПРОЕКТ №2 «Методический портфель учителя».
Проект направлен на решение проблемыразвития профессионализма педагогического коллектива школы до уровня, необходимого для решения задач, определенных данной Программой развития.
Задачи:
- Создание методического портфеля учителя по использованию ИКТ в преподавании общеобразовательных учебных предметов с целью интенсификации и оптимизации процесса обучения, по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках, во внеурочной работе и в системе дополнительного образования, по организации психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной траектории учащихся.
- Апробация разработанных материалов в педагогической практике, разработка авторских образовательных программ.
- Создание нового педагогического опыта.
- Анализ и распространение инновационной практики и его описание.
Ожидаемый результат: издание методического сборника «Интерактивные технологии в работе учителя-предметника и классного руководителя».
Направления деятельности по реализации проекта:
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
- Участие педагогов в экспериментальной и инновационной деятельности.
- Совершенствование педагогического мастерства посредством участия в педагогических конкурсах, сетевых проектах.
Сроки реализации проекта: 2012 – 2017г.г.
ПРОЕКТ № 3 «Основы социального проектирования».
Задания, которые выполняют учащиеся в рамках проекта, ориентированы на нужды и проблемы местного сообщества – школы, микрорайона, поселка и направлены на активное вовлечение детей в жизнь своего сообщества, поиск путей его развития и совершенствования.
Цель: самореализация учащихся через создание и осуществление проектов социальной значимости.
Основные задачи этого проекта:
- Предоставить возможность каждому учащемуся совершенствовать жизнь школьного коллектива.
- Развивать лидерские и исполнительские качества.
- Включить каждого ученика в различные виды самоуправления (планирование, разработка, проведение, анализ КТД; работа в постоянных и временных органах самоуправления, выполнение групповых, коллективных и индивидуальных поручений);
- Продолжить издание школьной печатной газеты «АУ» («Арьёвский ученик»), выпуск видеожурнала «АССОРТИ», организовать выпуск электронной газеты в рамках сервиса Дневник.ру
Направление деятельности: создание и включение в образовательный процесс проектной деятельности для развития навыковличной эффективности «жителей» НООПОЛИСА (учащихся, учителей, родителей).
Работа по развитию навыков личной эффективности в проекте представлена тремя направлениями:
1. Информационно-технологическая грамотность;
2.Формирование навыков совместной деятельности (педагогика сотрудничества);
3. Развитие навыков критического мышления (умение принимать решения, делать выбор, задавать вопросы и ставить цели).
Ожидаемые результаты:
- Самостоятельное формирование глубоких знаний и развитие необходимых умений в области ИКТ.
- Умение работать в команде и решать различные проблемы совместно с другими людьми, используя навыки критического мышления.
Сроки реализации проекта: 2012-2017г.г.
ПРОЕКТ № 4 «Мой жизненный путь»
Цель: Создание педагогических условий для повышения готовности учащихся к личностному и профессиональному самоопределению.
Задачи: Создание организационных, психолого-педагогических условий для реализации программ предпрофильной подготовки и профильного обучения, школьной программы «Одарённые дети».
Направления деятельности по реализации проекта:
- Поддержка на качественном уровне самоподготовки учащихся, обеспечение условий для их исследовательской деятельности с использованием Internet-ресурсов
- Организация участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях, в т.ч. дистанционных
- Обеспечение реализации программы предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Ожидаемый результат: Создание условий для осознанного и обоснованного выбора выпускниками основной школы направленности обучения на старшей ступени с учетом профессиональной будущности, воспитание конкурентноспособного выпускника.
Сроки реализации проекта: 2012 – 2017 г.г.
Критерии результативности
Показатели |
Критерии |
Доступность |
Увеличение количества рабочих мест учащихся для работы в Интернете - 100% (в соотношении число компьютеров/число компьютеров, подключённых к Интернету). |
Соуправление |
Увеличение количества учащихся и родителей в процессах и процедурах управления школой. |
Гибкость |
Правовые и организационные основы изменения выбора направленности обучения и изменения индивидуальной образовательной программы. (Локальные акты, регламентирующие данные процессы) |
Интенсификация |
Регулярное использование учащимися средств ИКТ в учебной и самостоятельной работе. |
Дифференцированность. Не менее трех вариативных образовательных программ на старшей ступени (профилей) |
Обеспечивает осознанность выбора учащимися направленности обучения. |
Увеличение числа учителей, использующих ИКТ, проектные и исследовательские методы и технологии |
До 100 % (при таком количестве учителей, реализующих новые педагогические технологии, инновационные процессы приобретают необратимый характер). |
Позитивное принятие учащимися и родителями образовательной программы школы |
Не менее 2/3. При этом условии школа получает их поддержку и более высокий уровень познавательной активности (т.е. мотивации, что является неисчерпаемым ресурсом эффективности). |
Индивидуализация. Эффективное освоение обучающимися индивидуальных образовательных программ |
Регулярная работа учителей и обучающихся с папкой образовательных достижений «Портфолио». |
Продуктивность |
Количество учебных и социальных проектов, востребованных в работе школы и социума; издание методического сборника «Интерактивные технологии в работе учителя-предметника и классного руководителя»; выпуск печатных и электронных изданий. |
Реализация миссии школы требует достижении следующего образовательного результата:
Показатель |
Ед. измерения |
Факт |
План |
|||
2012-2013 |
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
2016-2017 |
||
Уровень обученности |
Процент |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Качество обучения |
Процент |
46 |
46 |
46,5 |
47 |
48 |
Количество медалистов |
Чел. |
2 |
4 |
4 |
5 |
5 |
Выданы аттестаты особого образца |
Чел. |
5 |
4 |
5 |
5 |
6 |
Доля обучающихся в профильных классах |
процент |
52 |
65 |
55 |
68 |
70 |
Поступление в ВУЗы |
Процент |
59 |
60 |
60 |
64 |
65 |
Призёры районных олимпиад |
Чел. |
30 |
30 |
30 |
32 |
32 |
Использование ИКТ в образовательном процессе |
Процент |
80 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Повышение квалификации |
Чел. |
15 |
20 |
21 |
22 |
22 |
Учителя-участники профессиональных и педагогических конкурсов |
Чел. |
16 |
19 |
25 |
28 |
30 |
Оснащённость ОУ компьютерной техникой |
Уч-ся на 1 комп. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Структурная модель выпускника школы
Информационная культура |
Социально-профессиональная мобильность |
Личная эффективность |
Владение информационно-коммуникационными технологиями. |
Коммуникабельность |
Целеполагание как основа самоопределения и самоосуществления. Владение технологией самопрезентации. |
Осознанное владение учебными умениями и навыками, включая информационные, а также умения самообразования |
Владение проектной технологией |
Владение технологией самоанализа |
Осознанное использование ИКТ в качестве средства интенсификации процесса учения и самообразования |
Владение технологией выбора |
Позитивное принятие себя, школьного сообщества и своей профессиональной будущности |
Социальная зрелость |
Понимание проблемы жизненного и профессионального самоопределения. |
Понимание значимости и умение управления личными ресурсами |
Структурный портрет учителя с позиции профессиональных компетентностей:
- Активная жизненная позиция.
- Высокий уровень развития коммуникативных навыков.
- Высокий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями, способность рационально формировать информационное пространство своего предметного курса.
- Работа с большим (постоянно увеличивающимся) количеством научно-педагогической информации.
- Сформированная исследовательская культура как основа проектных методов обучения.
- Обширные знания в областях, непосредственно не связанных со своим предметным циклом, высокий уровень гуманитарных знаний.
- Умение строить и реализовывать траекторию своего профессионального развития.
- Способность к опережающему формальному образованию и самообразованию в соответствии с тенденциями развития педагогической науки и практики.
- Способность прогнозировать различные сценарии развития учебной ситуации в условиях широкого применения проектных и исследовательских методов обучения на основе деятельностного подхода, умение строить несколько альтернативных планов решения педагогических задач, своевременно и гибко реагировать на изменение ситуации и переходить в процессе реализации от одного плана к другому.
- Способность инициировать творческие процессы в детском коллективе, тем самым создавая условия для развития своих учеников.
Ресурсы
Финансовые ресурсы
Финансирование образовательного процесса осуществляется на бюджетной основе с привлечением внебюджетных средств и спонсорской помощи.
Материально-технические ресурсы.
В школе- 35 учебных кабинетов, 3 мастерские, 2 спортивных зала, актовый зал, медицинский кабинет, процедурный кабинет, столовая, комната детского творчества, хореографическая студия, кабинет психологического сопровождения, библиотека с читальным залом, оснащенная компьютером «Pentium-4» с программным обеспечением автоматизации ИБК. Имеется автобус, трактор, автомобиль ГАЗ-53. При школе функционирует учебно-опытный участок.
Информационно-технические ресурсы школы включают: 2 компьютерных класса, 35 кабинетов с компьютерами и мультимедийными проекторами, объединёнными локальной сетью и выходом в Интернет, 12 интерактивных досок. Школа имеет свой сайт (www.arschool.narod.ru). Всё это оказывает помощь учителям-новаторам, использующим в своей работе проектный метод обучения в образовательном процессе, включившимся в реализацию программ Intel «Путь к успеху», «Обучение для будущего». Есть компьютер в комнате детского творчества, что позволяет организовать воспитательную работу на новом, более высоком уровне, наглядно и красочно подготовить и провести внеклассные мероприятия. Наличие компьютера в библиотеке, подключенного к сети Интернет, позволяет найти материал, дополнительный к книжному, а также систематизировать книжный фонд. Функционирование в школе информационно-компьютерного центра даёт возможность повышать правовую культуру учащихся через изучение документов с помощью электронных средств «Консультант Плюс», презентаций юридической литературы.
Кадровые ресурсы
В 2012-2013 учебном году в учебно-воспитательном процессе участвует 55 педагогов школы. В школе работает 48 педагогов с высшим образованием, продолжают заочное обучение в ВУЗах - 4 человека. 42 человек прошли аттестацию. Из них высшую категорию имеют 9 человек, что составляет 21,5 % от числа аттестованных; 33 человека имеют 1-ю квалификационную категорию, что составляет 78,5% от числа аттестованных.
Педагогический коллектив школы имеет огромный творческий потенциал. Повышая постоянно своё педагогическое мастерство, учителя внедряют в учебно-воспитательный процесс различные новшества. Среди таких педагогов:
- Два Отличников просвещения
- Три учителя, награжденных Грамотой Министерства образования РФ
- Двадцать восемь учителей, награждённых Грамотой министерства образования Нижегородской области
- Один учитель – член Союза писателей РФ
- 1 учитель – победитель районного конкурса «Учитель года» и 4 учителя-лауреата
- Девять учителей – руководители районных методических объединений
- Один учитель – руководитель районных проблемных групп
- Одиннадцать учителей – члены экспертных групп аттестационной комиссии
- 75 % учителей – выпускники своей школы
Программно-методические ресурсы
Учебный план школы составлен на основе регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области в соответствии с её профилем – средняя общеобразовательная школа. Для достижения наиболее оптимальных результатов обучения школьников и оптимизации учебного процесса педагогами школы разработаны авторские программы:
- В.М.Киселёв «История Уренского края»
- Г.А.Сметова «Начала исследовательской химии»
- В.А.Ильичёва «Физика и экология», дистанционный курс «Решение задач по механике»
- И.Б.Баранцева дистанционный курс «Язык программирования QBasic»
- Е.А.Торопова «Волшебное тесто»
- Т.В.Блинова «Мира не узнаешь не зная края своего»
- С.М.Сироткина «Художественное конструирование и оформление одежды»
- Г.В.Сахаров «Юные инспектора дорожного движения»
- Г.И.Крюкова «Программа экологического клуба ДУБОК»
вводятся элективные курсы:
- «Всемогущий и занимательный синтаксис»
- «Избранные разделы математики для старшей школы»
Структура управления
Управление инновационным процессом в школе основано на принципах соуправления, через Совет школы, в состав которого входят администрация школы, учащиеся, родители и представители общественности.
Ожидаемые результаты
- Наличие организационных и нормативно-правовых условий взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры по вопросам реализации основных направлений образовательной программы школы.
- Наличие в образовательном пространстве школы содержательных и организационных условий для построения обучающимися индивидуальной образовательной траектории и ее реализации.
- Наличие материально-технической базы для реализации основных направлений образовательной программы школы: а) информатизации учебно-воспитательного процесса и управления им (широкополосный Интернет, компьютеры, оргтехника, программное обеспечение); б) экологического образования (экологическая тропа); в) социальные практики (взаимодействие с учреждениями сферы услуг и производства по использованию их базы для проведения исследований и проектной деятельности); г) клубная работа по развитию творческого, культурного и духовного потенциала обучающихся.
- Учебно-методический портфель учителя как методическая основа эффективной организации учебного и образовательного процесса по инновационным направлениям деятельности.
- Модифицированная оргструктура школы, обеспечивающая реальное включение учащихся в процессы управления.
Система контроля за выполнением задач Программы
Содержание работы |
Сроки исполнения |
Где подводятся итоги |
совершенствование электронной среды ОУ: электронные услуги, электронный документооборот, внедрение новых технологий и методик обучения, в том числе дистанционных, развитие сетевого взаимодействия субъектов НООПОЛИСА |
2012-2017 г.г. |
Педсовет |
развитие материально-технической базы школы |
2012-2017 г.г. |
Педсовет |
повышение квалификации сотрудников школы в области информационных технологий и информационной компетентности |
2012-2017 г.г. |
Педсовет |
систематическое обновление сайта школы, с учетом современных требований, предъявляемых к информационной продукции |
2012-2017 г.г. |
Методсовет |
обеспечение безопасности получения, хранения и передачи информации |
2012-2017 г.г. |
Совет школы |
обобщение опыта работы школы и анализ деятельность по реализации процесса информатизации образования. |
2012-2017 г.г. |
Педсовет, методсовет |